Татнефтехим
Поставщик ГСМ и нефтехимии

К строительству ВСМ Москва-Петербург могут быть привлечены нефтяные, химические и угольные компании. Что взамен?

В обмен на свой взнос грузоотправитель может получить приоритет при провозе грузов в сообщении с портами Северо-Запада.

Источник: правительство РФ

Москва, 9 окт - ИА Neftegaz.RU. Правительство РФ планирует привлечь к строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Петербург крупнейшие компании нефтегазового, горно-металлургического и химического секторов в обмен на приоритетный доступ к перевозке грузов по ж/д в порты Северо-Запада.
Об этом 8 октября 2024 г. пишет Ъ со ссылкой на источник, близкий к УК ВСМ Две столицы - компании-учредителю концессионера ВСМ.
 
Цена скорости
 
По данным издания:
контролирующим акционером УК ВСМ Две столицы с уставным капиталом 328,5 млрд руб. должно стать ГУП Московский метрополитен с долей участия 51,7%, что соответствует взносу около 170 млрд руб.,
  • РЖД получит 26,9% за взнос в 88 млрд руб.,
  • субъекты РФ внесут 51 млрд руб. или 15,5%,
  • УК Лидер вложит в уставный капитал символические 10 млн руб., что соответствует 0,0031%,
  • еще на 5,8%, или 19 млрд руб., в уставный капитал предлагается привлечь грузоотправителей.
В числе возможных компаний-партнеров рассматриваются Роснефть, НОВАТЭК, ЛУКОЙЛ, Уралкалий, ЕвроХим, ФосАгро, Евраз, НЛМК, Северсталь, Русал, СУЭК, Сибантрацит, Кузбассразрезуголь.
В обмен на свой взнос грузоотправитель может получить приоритет при провозе грузов в сообщении с портами Северо-Запада.
Речь идет об отправках на станции Октябрьской и Северной железных дорог со всех станций сети.
Приоритет доступа к железным дорогам у грузоотправителей будет распределяться пропорционально долям в уставном капитале УК ВСМ Две столицы.
В случае необходимости доля и приоритетное право могут быть перепроданы.

Приоритетный доступ коснется 30 млн т/год провозной способности подходов к портам, которые обеспечит ВСМ, и возвращения грузового движения на основной ход Октябрьской железной дороги.
Также в период с 2045 по 2064 гг. акционеры УК ВСМ Две столицы должны суммарно получить 10,4 трлн руб., на долю грузоотправителей придется около 600 млрд руб.
 
ВСМ Москва-Санкт-Петербург
 
Высокоскоростная магистраль Москва - Санкт-Петербург протяженностью 679 км позволит перемещаться между городами за 2 часа 15 минут с 16 остановками, в т.ч. в Твери (время в пути из столицы составит 39 минут), на Валдае (1 час 15 минут) и в Новгороде (1 час 41 минута).
Для ВСМ разрабатывается пассажирский высокоскоростной поезд Белый кречет, который будет иметь конструкционную скорость в 400 км/ч и коммерческую скорость до 360 км/ч.
Ожидаемый пассажиропоток - не менее 23 млн человек/год.
Стоимость проезда по ВСМ составит 9,97 тыс. руб.
В марте Минфин оценил стоимость ВСМ в 1,75 трлн руб., проект включили в перечень самоокупаемых.

Строительство магистрали было запущено в марте 2024 г.
В настоящий момент стоит задача построить 1й участок дороги от Москвы до Твери протяженностью 100 км.
Ввод ВСМ в эксплуатацию планируется во 2м квартале 2028 г.