Россия импортировала в прошлом году 7,37 тыс. т катализаторов для нефтепереработки, что на 20% меньше показателя 2020 г. и на 44% меньше, чем в докризисный 2019 г., согласно данным Инжинирингового химико-технологического центра (ИХТЦ, Томск). Если в 2020 г. сокращение импорта было связано в основном с общим снижением потребления катализаторов на НПЗ, то в прошлом году падение спроса на катализаторы прекратилось, а доля катализаторов российского производства увеличилась.
Объем потребления катализаторов на российских НПЗ в 2020-2021 г. составлял 21,2-21,3 тыс. т/год по сравнению с 24 тыс. т – в 2019 г., сообщил директор ИХТЦ Алексей Князев 26 мая на технологической конференции «Pro Катализ», организованной «Газпром нефтью». Доля импортных катализаторов в 2021 г. в общем объеме потребления сократилась до 35% по сравнению с 44% в 2020 г. и 55% в 2019 г., следует из приведенных Князевым данных.
Расходы на катализаторы составляют небольшую долю затрат компаний-владельцев НПЗ, но они являются критически важными, поскольку их использование позволяет существенно увеличить глубину переработки сырья и качество выпускаемых нефтепродуктов.
Основной объем импортируемых в Россию катализаторов предназначен для каталитического крекинга и гидропроцессов (гидрокрекинг и гидроочистка). Снижение импорта катализаторов в последние годы коснулось, главным образом, каталитического крекинга, поскольку производство необходимых для этого процесса катализаторов увеличилось внутри страны. Но зависимость от импортных катализаторов для гидрокрекинга и гидроочистки в прошлом году превышала 90%, поскольку российские научные институты и нефтяные компании только начинали осваивать технологии их выпуска в пилотном режиме. Таким образом, введенный Евросоюзом в начале апреля запрет на поставку катализаторов нефтепереработки создает риски в первую очередь для дальнейшей работы установок гидропроцессов.
Гидрокрекинг - процесс, позволяющий получать из более тяжелых фракций нефти (вакуумный газойль, мазут) компоненты бензина и дизельного топлива, а также базовые масла. Процесс гидроочистки направлен на снижение серы в моторном топливе.
«Роснефть» заявила 24 мая о начале промышленного производства катализатора гидрокрекинга на своем заводе «РН-Кат» в Стерлитамаке (Башкирия). Мощность предприятия «РН-Кат» достигает 4 тыс. т/год по выпуску различных катализаторов и 2 тыс. т/год по реактивации катализаторов, но «Роснефть» не раскрыла плановые объемы производства на этом заводе катализатора для гидрокрекинга. Этот же завод в 2019 г. начал выпуск пробных партий катализатора для гидроочистки.
«Газпром нефть» в 2023 г. планирует ввести в строй собственный завод по производству катализаторов в Омске. Его мощность составит 21 тыс. т/год готовой продукции, в том числе 15 тыс. т/год катализаторов для каталитического крекинга, 4 тыс. т/год – для гидроочистки и 2 тыс. т/год – для гидрокрекинга. Кроме того, завод будет располагать мощностями для реактивации катализаторов в объеме 2 тыс. т/год.
По материалам ArgusMedia